Форма входа

Категории раздела

Скорая помощь [0]
ситуация, требующая быстрого реагирования
Информация [0]
помощь в поиске информации

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 14.11.2018, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Читалки
Главная | Регистрация | Вход
Учитель от бога,наш современник



                                                                     Учитель от Бога. Легендарный педагог.



Мильграм - наше все. И даже больше

Пока мы помним, мы живем. Я много раз писала о Мильграме, брала у него интервью, но с удовольствием вновь расскажу о нем и его жизни, люблю его - человека неординарного, великого в том, что он делал и делает. Хочу, чтобы новые поколения учителей делали с него свою жизнь. Виктория Молодцова

Леонид Исидорович Мильграм

​ Совсем скоро Леониду Исидоровичу Мильграму исполнится 90 лет. Возраст, однако. Кого-то годы пригибают, лишают остроты восприятия жизни, Мильграм всегда молод душой так, как будто все еще познает эту жизнь с энергией, присущей исключительно юным. Понятно, почему: он из того удивительного поколения, которое вместе со страной создавало историю нового времени - от революции до перестройки и далее. Сегодня уже не говорят о том, что страна должна воспитывать интеллигентов, и дело не только в том, что в наше прагматичное время не модно рассуждать о высоких материях и идеалах, а в том, что незаметно уходят из нашей жизни те идеалы, которые свойственны интеллигентным людям, мало тех, кто в состоянии их сохранять. А вот Мильграм - интеллигент сам и своих учеников старался сделать такими же, причем чаще всего своим примером. Может быть, поэтому они стали такими успешными во взрослой жизни и отдают себе отчет в том, кому этим успехом обязаны, кто дал им тот замечательный интеллектуальный фундамент, столь необходимый для жизненного старта. Мильграм считает, что именно школа должна воспитывать интеллигентов, которые будут обладать нравственными ценностями: порядочностью, независимостью суждений, умением поступиться собственным благом ради другого и для достижения общественных ценностей.

Леонид Исидорович, видимо, всегда понимал, как это важно, ведь сам он был обязан всем, что имел в жизни, своим родителям. Он родился в Москве, в том доме на Тверской, где жили видные деятели Коминтерна. Отец, Исидор Мильграм, приехавший в Россию после революции 1917 года, романтик и профессиональный разведчик, показал сыну, как можно отдать жизнь служению идее и как за это можно без вины пострадать. Исидора Вольфовича Дзержинский отправил в Германию вместе с Троцким, которому требовалось лечение, в 1937 году это стало поводом для ареста Мильгрма-старшего как шпиона и пособника Троцкого, а затем и расстрела в 1938 году. Тогда романтика в жизни Леонида Мильграма временно исчезла - ему пришлось заботиться о брате, выживать - учиться и работать. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не школьные товарищи, поддерживавшие его так, как могли. В их классе было тринадцать детей врагов народа, но никто их тем не попрекал, все окончили школу. Кстати, это во многом говорит о том, что это была за школа №119, ставшая ныне гимназией №1520, и какие были в ней учителя. История страны - плохая, хорошая, романтическая и будничная - его жизнь, поэтому, когда Леонид Мильграм выбирал себе занятие по душе, он, конечно же, поступил на исторический факультет МГУ.

Шел 1939 год, страна пела «Если завтра война», студентов призывали в армию, Мильграм как враг народа на это права не имел. Но «в борьбе обретем мы право свое», и Леонид успешно боролся за это право: написал Клименту Ворошилову, был зачислен в 40-й артиллерийский дивизион. В составе этого дивизиона он пройдет всю войну и закончит ее в Бреслау. Его офицеры-наставники оказались отличными педагогами, они дали ему образец отношений между старшими и младшими. Как признается Леонид Исидорович, потом всю жизнь он будет строить свои отношения с учениками, вспоминая то, как общались с ним те артиллеристы из Ленинграда и Одессы.

Во время войны судьба подарила Мильграму встречу, которая осветила всю его жизнь. В 1943 году в гостях у товарища он познакомился с дочерью итальянского сенатора-коммуниста, первого редактора газеты «Унита» Оттавио Пасторе - Миреллой. Леонид мог убедиться в двух вещах. Во-первых, в том, что мы часто не видим тех, кто рядом. Мирелла жила в том самом доме Коминтерна на Тверской и даже окончила ту же школу, что и Мильграм, но до этого они не были знакомы. Во-вторых, в том, что судьба к нему все же благоволила: его не наказали за то, что, будучи на фронте, переписывался с иностранкой, за то, что женился на иностранке: через год после их свадьбы вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, запрещающий браки между гражданами СССР и иностранцами. В нынешнем году Мирелла и Леонид отметят 65-летие совместной жизни. По этому поводу Мильграм шутит, что год у него шел за два, и это правда - столько лет длится его счастье.

Фронтовик с наградами на военной гимнастерке вернулся в студенческую аудиторию и стал подавать надежды: его работы по истории были интересными, учеба успешной, а жизнь - снова сложной: в пылу борьбы с космополитизмом партбюро истфака исключило его из партии, но фронтовики, составлявшие большинство факультетской партийной организации, это решение не утвердили. Однако распределение дипломированного специалиста Мильграма было довольно неожиданным. Оставив жену и сына в Москве, он отправился преподавать в Архангельск (так ему аукнулись смелые и критичные выступления на семинарах), выпускник МГУ стал там учителем в одной из школ. Он поначалу мечтал о карьере ученого, но вдруг почувствовал, что хочет и может учить. Это было открытие, изменившее всю его жизнь.

Отработав по распределению положенное количество лет, Леонид Исидорович возвращается в Москву, но найти работу даже в школе оказывается задачей непростой. И опять выручила родная школа. Тогдашний директор рискнул и взял на работу вольнодумца и сына врага народа. Именно в своей школе Мильграм становится настоящим учителем - ярким, творческим, интересным ученикам и коллегам. Его замечают и через несколько лет назначают заместителем директора, а позже и директором другой школы - №106. Позже эта школа получит другой номер и станет знаменитой московской школой №45.

Плохие директора плохи по-разному, хороших объединяет то, что они талантливы во всем. Свою школу Мильграм создавал так, как будто строил храм. Он буквально штучно отбирал педагогов - профессионалов и единомышленников, ярких, творческих людей (по образу и подобию своему), исповедуя, что для воспитания успешных учеников нужны успешные учителя. И они были успешными, его коллеги по 45-й писали учебники, книги, защищали кандидатские и докторские диссертации. Сегодня спорят, кем должен быть директор - менеджером или педагогом. То есть или-или, а вот Мильграм дал пример педагога-управленца, который сочетал в себе самые лучшие черты и того, и другого. На мой взгляд, самое главное, что было и есть в нем, - смелость. Он публично осудил ввод войск в Чехословакию (и это в светские времена), войну в Афганистане, ГКЧП, в его кабинете никогда не висели портреты генсеков и президентов, но был портрет Сахарова. Он не принимал в школу по звонкам и блату, отбирая учеников исключительно по способностям, дружил не с теми, кто богат и тем знаменит, а с теми, кто талантлив, не случайно дружеские отношения много лет связывали его с Зиновием Гердтом.

В его кабинете, где висели кнут и пряник - составные части старой системы воспитания, было и нечто совсем новенькое - «Памятка для руководителей, желающих побыстрее попасть в рай», а проще говоря, философия Мильграма-директора, заявленная публично. И хоть была в той памятке некая ирон
ия, серьезность проступала в каждой строке.


Copyright MyCorp © 2018