Форма входа

Категории раздела

Скорая помощь [0]
ситуация, требующая быстрого реагирования
Информация [0]
помощь в поиске информации

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 24.05.2018, 09:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Читалки
Главная | Регистрация | Вход
А сегодня у нас праздник......



14 марта -День православной книги

 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА НА РУСИ»,

Книга ценилась и превозносилась во все времена. О ней писались стихи,

научные трактаты, эссе, диссертации.

Ведь книга – чудо. Она делает невозможное возможным.

Она словно машина времени, ей покоряются пространства и эпохи.

Печатная книга существует почти пять веков, с середины 15 века, когда великий Иоанн Гуттенберг впервые напечатал Библию.

Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшающих и тем улучшающих нашу жизнодним из самых древних и выразительных является искусство книги.»

Московской Руси спрос на книги был весьма значительный, доказательством чему служат многочисленные рукописные сборники и всякого рода списки конца XV - начала XVI столетия. Потребность в книгах вызвала всплеск книгописной деятельности, которая уже с конца XV века приняла на Руси весьма широкие размеры.

-Кто переписывал книги? (монахи, иноки)

-Где и когда велись эти записи? (при монастырях, в княжеских дворцах).

-Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет»)

-Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор).

Помимо иноков переписыванием книг, считавшимся делом богоугодным, занималось  множество переписчиков-промышленников, которые переписывали книги по заказу и найму, а также для продажи.

Как вы думаете, почему на смену рукописной книге пришла печатная?  Переписывание книги занимало порой многие месяцы. Окончив свой труд переписчик облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". Конечно, таких книг было очень мало, и стоили они дорого.

Кроме того, от ошибок и неточностей, неизбежно возникающих при ручной работе, даже самый грамотный переписчик не был застрахован. "Многая грубость их и нерадение переписующих, ненаученныхь сущих и неискусных в разуме и хитрости грамматийстей" сделали то, что среди богослужебных книг "мало обретошася потребни, прочия же вси растлении от переписующих и неисправлением пишущих". Ошибки накапливались, перекочевывали из книги в книгу, с каждым разом их становилось все больше. Жалобы на плохих писцов и небрежную передачу церковных текстов раздавались еще на Стоглавом Соборе 1550 года. За книгопечатанье как на средство оградить книги от множества ошибок, вкрадывающихся в них при переписывании, ратовал и Максим Грек.

А, спрос на книги в России продолжал расти. В XVI веке московский Царь Иван Грозный присоединил к Руси территории к востоку от столицы. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные «не православными» народами, оказались под  властью Московского Царя, который каждый год строил церкви . Это потребовало христианского просвещения во вновь появившейся Казанской епархии, которой требовались богослужебные книги. Их скупали на торгах, у бродячих монахов, раздобывали где только можно, но все равно книг не хватало.  Они так « воздорожали», что за одну добротную книгу можно было выторговать целый дом.

Помимо этого, развитие естественных наук и новые явления в жизни Европы того периода вызывали брожение умов и в России, появление различного рода рационалистических взглядов и ересей, даже в среде духовенства. В этих условиях вполне понятно решение Царя и Митрополита обратиться к книгопечатанию для установления единства в передаче церковных текстов. Таким образом, введение книгопечатанья являлось не столько техническим, сколь политическим решением, оно сразу же оказалось под наблюдением церковных властей и весь XVI век былделомгосударственным. При всех этих предпосылках по благословению митрополита Макарияю. Иван IV решил в 1553 году устроить в Москве книгопечатню. Для помещения типографии Царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем.

  Печатный двор был сооружен на средства самого Царя, который "нещадно далше от своих царских сокровищ" заботится о спокойствии первопечатников и обеспечил их материальное положение. Почти год продолжалась работа  и, наконец, 1 марта 1564 года из-под печатного станка вышла первая на Руси книга . "Апостол", заключившая в себе 267 листов. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской.

 Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками.

 Разумеется, стоил "Апостол" еще очень дорого. А еще всего через год - в октябре 1565 г. здесь же была выпущена и вторая - "Часовник", которая печаталась всего два месяца. Эта книга, наряду с Псалтырью была своего рода учебником, по которому дети учились чтениююю. Книга была очень востребова. Именно поэтому, несмотря на то, что "Часослов" переиздавался дважды, до нас дошли лишь 5экземпляров.

  Из первой книги - "Апостола" мы впервые узнаем об Иване Федорове.

Сведения, имеющиеся о нем, весьма отрывочны.  В то время ему было лет 30-40,в конце 1530-1540-х годов он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву.Источники сохранили упоминание о службе Ивана Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского, и с этого времени жизнь Ивана Федорова и история книгопечатания на Руси неразрывно связаны.

Иван Федоров сам отливал шрифты, был наборщиком, справщиком (корректором), сам -человек, гуманист-просветитель, талантливый и проницательный педагог и при этом блестяще владел типографским делом, был хорошо знаком с европейскими приемами полиграфии.

Распространение книг также было заботой государственной - этим занималась книгохранительная палата - своего рода книжный склад, где собирались отпечатанные книги. Отсюда производился отпуск книг, пока в 1640-х годах не была открыта книжная лавка. Из книгохранительной палаты небольшая часть книг бесплатно раздавалась в виде подарков государю, патриарху, приближенным вельможам.

Покупателям книг были представители разных сословий. Во-первых, это духовные лица -священники, дьяконы, монахи, высшее духовенство - архиереи, митрополиты. Вторую группу составляли чиновники - приказные люди. Посадское население - купцы, ремесленники, мастеровые люди, а также военные чины и служилые люди составляли третью группу покупателей. В числе покупателей встречаются имена известных исторических личностей - Романовых, Шереметевых, Пожарских, Пушкиных, Черкасских, Шуйских и многих других.

Москва читала. И не просто читала - просвещалась! По словам известного академика Дмитрия Лихачева русская литература с самого своего начала не ставила себе чисто развлекательных целей, и сразу же стала кафедрой, с которой раздавались призывы проповедников и публицистов, слова ученых-просветителей.

  И за Москвой еще долгое время сохранялась слава "самого читающего города мира

«Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания— это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло,— все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.»

                                                                                                                              Карлейль Т.(англ. публицист, историк, философ, писатель).

Использованные ресурсы:

Светлана Горбова.  Книжность и просвещение средневековой Москвы.http://slovnik.narod.ru/knignik.htm

Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся. М.:РШБА,2007

 



Copyright MyCorp © 2018